понедельник, 18 августа 2008 г.

Запись академического вокала

Сегодня мы поговорим о том, как правильно записывать академический вокал. (Тема для несколько более продвинутых в плане звукозаписи людей и для начинающих вокалистов может лишь разве что послужить как полезное чтиво для общего развития.) Многие знают о том как записать эстрадный вокал, но специфика записи классического вокала несколько иная. Об этих нюансах сегодня и поговорим.

Данный материал был любезно предоставлен человеком весьма компетентным в академическом вокале, с большим опытом концертной и в студийной деятельности, вокалистом со стажем, который не захотел разглашать своего имени. Пообщаться с ним вы можете на форуме вокалистов (ник djangel)

Запись вокала может быть осуществлена как в студии, так и в концертном зале, соответственно и способы записи и нюансы в каждом случае разные. Рассмотрим оба случая в отдельности.

Запись академ вокала в звукоизолированной студии.

При записи в студии певец должен стоять напротив звукопоглощающего экрана: диффузор-рассеиватель (проф. решение), поролон, стена с коробками из-под яиц, элементарная подушка или ширма из холста - не важно. Важно, чтобы не было отражения от стены впереди поющего. Как следствие, певец оказывается в непривычной акустике - академ певец привык ориентироваться на свой отзвук. Решается проблема тем, что певцу мониторят собственный голос в наушниках с небольшой реверберацией - петь становится более-менее комфортно. Но далеко не все академические певцы сразу могут приспособиться петь в наушниках: это тоже новые для них акустические ощущения.

Само собой, пение в звукопоглощающей студии предполагает запись либо на минус, либо на звук рояля, допустим, полученный из соседнего помещения - все равно певцу придется слушать ансамблирующий источник либо из наушников, либо из негромких мониторов. Ценность записи в звукоизолирующей комнате та, что есть возможность детальной работы с голосом, отдельно от других звуковых источников, как то: подублевый монтаж, коррекция интонации, тембра, динамики.

Для этой цели лучше использовать стереопару микрофонов в режиме АВ или XY, потому что голос академического певца звучит не только из глотки, одновременно звучат и резонирующие части лица: щеки, лоб, гортань - в результате получается более реальная картина звука.

Стереопара микрофонов в режиме АВ - это капсюли микрофонов расположеные на одном уровне, но на некотором расстоянии друг от друга, на отрезке АВ: в результате получается треугольник АВС - источник звука - вершина С, и две остальные вершины - капсюли А и В.

Стереопара микрофонов в режиме XY - это, когда капсюли находятся в одной точке, но один над другим, и направлены они не по одному вектору, а по разным, под углом к друг другу: источник звука находится в биссектрисе этого угла.

Обычно, система АВ используется, когда есть в наличии два однотипных моно-микрофона, а система XY - когда есть наличии стереомикрофон, типа AKG C-24, Neumann SM-2, Neumann SM-69, Neumann/Gefell Z-64 (хотя использовать XY можно и при двух однотипных моно, они располагаются один за другим ,но второй чуть выше)

Есть еще одни вариант двухканальной записи, называет МС: капсюли стоят перпендикулярно, один к источнику звука, другой под девяносто градусов, но тот, который стоит под девяносто, должен быть включен в режим не кардиоиды ,а восьмерки (иили поставить перпендикулярно не один, а два микрофона в разные стороны, но в режим крадиоиды). Прямой капсюль снимает основной голос, перпендикулярный (-ные) остальное объемное звучание. Звук получается более информативным.

Но режим МС более подходит для эстрады (рока в частности), для академа меньше.

Оптимальной стереопарой для лирического вокала (мягкая классическая подача звука - лир. сопрано, лир. меццо-сопрано, лир. тенор, лир. баритон, моцартовский бас) с 50-тых годов считались узкомембранные Schoeps M-221B. Сейчас их достать очень трудно, фирма Schoeps выпустила им замену M-222, но той естественности и теплоты они пока не дают. Расстояние от источника звука стандартное для студии - 35 - 70 см. Кстати, фирма Schoeps с учетом передачи полного впечатления от поющего академиста разработала систему не стерео, а пяти и более канальный съем вокала (не только с боков, но и со лба и зауший) - это система Colett , которой пользуются западные студии. Систему Colett регулярно использовал Паваротти, использует Доминго и многие другие оперные вокалисты. Считается, что при этом получается максимально полная и детальная возможная запись. Если голос крупный и масштабный (драмтенора или драмбаритоны, а также басы), то микрофоны Schoeps могут не справиться с атаками. Здесь предпочтительнее либо AKG C-12, Neumann M-269 (или более винтажные) или ЛОМО 19А-19.

Предусилители лучше всего использовать нейтральные, но имеющие максимальную детализацию. Чаще из твердотельных используется предусилительная продукция API.

Запись академ вокала в концертном зале.

Здесь певцу все намного привычнее и удобнее, но сигнал самого голоса отделить уже от прочих звуковых составляющих нереально. Задача записи - не получть отдельно взятый голос для последующей редакции, а , наоборот, более точно передать все звуковые особенности зала.

Здесь не важно, как певца поставить, гораздо важнее правильно расставить микрофоны. Для съема основного вокального сигнала используют обычно Neumann U-87 (или другие Neumann), ставят по сторонам стереопару на расстоянии от метра до полутора на стойках на уровне голоса. Сверху используют узкомембранный оверхэд (если голос один, достаточно одного). В глубине зала для съема амбиента используют для микрофона компании "Неватон", или можно один стереомикрофон Neumann SM-2, считающийся лучшим вариантом для снятия амбиента - его достаточно одного. Предусилители для классики лучше те же самые. Для амбиента, кстати, очень классно себя в последнее время зарекомендовал Long Disamp.

Весь общий сигнал записанных треков (от двух и более) затем балансируется и суммируется микшером либо для двухканакльного формата, либо для форматов 5.1

7 комментариев:

Анонимный комментирует...

единственное что хотелось бы уточнить-это то, что человек, изучавший академ вокал, спокойно может петь не слыша себя а слушая только музыку...но это конечно только к образовваным относится, а не к тем кто по блату учился :)

Павел Пономарёв комментирует...

Думаю дело не в образованности, а в мере таланта, которая у каждого из нас отличается. Слушать себя нужно всегда, так как полагаясь только на свой опыт и мышечную память вы исключите творческую составляющую.

Анонимный комментирует...

А знаете ли вы что, если вам когда-нибудь потребуется подавить чей-то мобильный телефон или другое средство связи, то попробуйте использовать для этого Блокиратор мобильных.

Анонимный комментирует...

Кстати, если вам когда-нибудь потребуется заглушить чей-нибудь мобильный телефон или другое средство связи, то попробуйте использовать для этого Блокиратор мобильных телефонов.

Unknown комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Unknown комментирует...

Здравствуйте!
А можете подсказать, где хорошо записаться в Москве? Если бы еще примерную стоимость часа, было бы вообще замечательно! Спасибо!

Unknown комментирует...

Тот, кто слушает себя будет постоянно отставать от дирижёра и музыки. В целом, получиться самодеятельное пение, не говоря подробно об искажениях тембра, обусловленного корректировкой исполнителем на основании слышимого им его пения и невозможности абсолютно никакой трактовки исполняемого, так как всё внимание потрачено на слуховой анализ.