пятница, 1 августа 2008 г.

Как определить свой тип голоса?

Сегодня поговорим об очень актуальной теме для начинающих вокалистов, а именно о том, как правильно определить свой тип голоса. Это очень важно, так как если вам (или вами) будет поставлен неверный диагноз, то голос можно загубить. Следует отметить, что здесь мы говорим о сформировавшихся типах голосов - для взрослых. Детские голоса это обширная отдельная тема.

Довольно частое заблуждение, что тип голоса определяется по тому, какие ноты вы "берёте". Это абсолютно неправильно. Педагог определяет тип голоса ученика по нескольким параметрам, таким как тембр, диапазон, переходные ноты и по некоторым другим признакам. Даже очень низкие от природы голоса способны "доставать" теноровые ноты, однако это отнюдь не означает, что они автоматически становятся тенорами. Желание петь высоко довольно часто перевешивает здравый смысл, и вокалисты - особенно молодые, начинают насиловать свой голосовой аппарат, пытаясь выдавливать из себя ноты, которые им петь не следует. Это зачастую вызвано желанием подражать кумиру или певцу, исполняющему песню в оригинале, а так же позёрством, желанием доказать всем, что "я могу так же". Оригинальный вокал всё равно в итоге будет звучат гораздо лучше и естественнее, чем выдавленное силком пение.

Тесситурная выносливость.

Рассмотрим несколько способов определения типа голоса. Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон.

Так как же правильно определить свой тип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме "бас,баритон,тенор и тд", а по принципу "очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос". В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным - тесситурная выносливость. Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:

Тесситура: итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном — техническим возможностям данного инструмента.

Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса - вверху или внизу. Иными словами - как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним "верхушкам" или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура - это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.

Однако остаётся открытым вопрос - как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я - тенор, баритон? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется. Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.

Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз "вы бас" или "вы баритон", так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни "заточены" под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория - простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр, манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!

Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы "не раскрыт". Мой совет - найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.

Типы голосов.

Какие типы голосов существуют вообще? В классической терминологии существует разделение на шесть основных типов голоса сверху вниз.

Женские голоса делятся на:

Сопрано - самый высокий женский голос
Меццо-сопрано - средний
Контральто - самый низкий женский голос

Мужские голоса:

Тенор - самый высокий мужской голос
Баритон - средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.
Бас - низкий мужской голос

В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас, и так далее.

По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):

Тенор от До малой - до До второй октавы.
Баритон Ля большой октавы - Ля бемоль первой октавы
Бас - Фа большой - Фа первой октавы
Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы. Такие голоса очень востребованы в хорах:



Сопрано До первой - До третьей октавы.
Меццо-сопрано Ля малой - Ля второй октавы.

Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон.

Переходные ноты.

При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или "мост" голоса - это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте. Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):

Тенор: ми-фа-фа диез-соль первой октавы
Баритон: ре - ми бемоль - ми первой октавы
Бас: ля - си бемоль - си малой - до - до диез первой октавы
Сопрано: ми - фа - фа диез первой октавы
Меццо-сопрано: до - ре - ре диез первой октавы

У непоставленных, нераскрытых голосов эти участки могут оказаться чуть ниже, чем у поставленных и опытный преподаватель это учитывает.


Примеры современной эстрады.


В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан "под голос" с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую "фишку". Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.

Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.

Высокие - George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее

Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.

Длина связок

Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса - анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.


Итог.

Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.

Мои рекомендации:
• Пойте там где вам удобно и где ваш голос звучит лучше всего, таким образом вы не ошибётесь, а укрепив свой голос в этом диапазоне сможете рассчитывать и на его расширение.
• Ни в коем случае не начинайте свои певческие тренинги с подражания кумирам или известным певцам.
• Найдите себе педагога по вокалу хотя бы на одно два занятия, чтобы определить свой тип голоса.
• Если вам кажется, что педагог неправильно определил ваш тип голоса, то не расстраивайтесь. Скорее всего вы пытаетесь петь не в своём диапазоне и кому-то подражаете. В крайнем случае остаётся вариант пойти к другому педагогу и попросить независимой оценки. Если вы всё таки затрудняетесь определить свой тип голоса, или у вас нет возможности пойти к педагогу - обращайтесь ко мне. Присылайте свои записи, я попытаюсь помочь.
• Для тех, кто рвётся расширить диапазон вверх. Единственный безопасный и эффективный способ - разработать и укрепить "золотую середину" вашего голоса. Верхние ноты тогда пойдут "как по маслу". Кстати, это очень универсальный показатель: не идут верха - значит у вас страдает середина.

Оставляйте свои комментарии внизу - постараюсь ответить на все ваши вопросы.

Внимание, материалы размещённые на этом сайте не могут быть использованы без указания источника!

61 комментарий:

Павел Пономарёв комментирует...

Извиняюсь, что запоздал со статьёй. Причиной всему глюк блога, из-за которого статья "вдруг пропала" с сайта и оказалась в полунаписанном состоянии в моих черновиках. Пришлось писать чуть ли не заново. Но теперь надеюсь ничего не исчезнет. :)

Анонимный комментирует...

Должен сказать, очень интересно читать, что Вы пишете.

Я в последнее время начал интересоваться этой темой - хочу научиться петь.

У Вас в планах случайно нет написания статьи для новичков по подбору преподавателей? Как не попасть к такому, который загубит голос, и т.п.?

Павел Пономарёв комментирует...

Спасибо за отзыв stormshield, я обязательно подумаю над вашим вопросом. Пока что могу лишь посоветовать сходить в ближайщую консерваторию и поспрашивать тамошних преподавателей вокала на предмет частных уроков. Даже если они сами не согласятся, то наверняка порекомендуют кого-нибудь другого. Не рекомендую ходить по объявлениям. Хорошие педагоги чаще всего в объявлениях не нуждаются и к ним сложно попасть.

Анонимный комментирует...

Понятно, спасибо!

Анонимный комментирует...

И вот еще вопрос, извиняюсь за надоедливость.

Правда ли, что тембр голоса изменить нельзя? У некоторых людей тембр от природы приятный, цепляющий внимание. Что делать людям, у которых тембр обыкновенный? Есть ли для них какие-то надежды на по-настоящему хороший голос?

Павел Пономарёв комментирует...

Чаще всего тембр голоса можно "облагородить" правильной постановкой. "Обычных" голосов не бывает. В каждом есть какая-то своя изюминка, которую надо только раскрыть и выделить. Это является неотъемлемой частью постановки голоса. Самостоятельно это удаётся лишь некоторым. Обычно для этого требуется педагог по вокалу. Могу посоветовать много записывать себя, слушать, искать оттенки голоса которые приятны слуху и пытаться их развивать - но это довольно сложно.

Анонимный комментирует...

слегка утешили)

Анонимный комментирует...

Вот тут у вас толком про контральто ничего нет...(( Можно узнать поподробнее?

Unknown комментирует...

Здравствуйте! А скажите пожалуйста - как, куда вам можно отправить свою запись - что б хотябы как-то приблизительно определить вид голоса ?
Александр

Павел Пономарёв комментирует...

alexandr, пишите на имейл vokalistu@gmail.com

Анонимный комментирует...

У вас маленькая ошибка в статье про диапазон:
"Сопрано До малой - До третьей октавы."
не от До малой октавы, а от До первой октавы

Анонимный комментирует...

Спасибо за статью
Хотел узнать , как соотносятся ноты для записи вокала и гитары (ведь гитара звучит ниже чем записывается)
и еще, до малой октавы (гитарной) что это может быть за голос?

Павел Пономарёв комментирует...

Вы что-то путаете. Высота голоса соответствует высоте звука на гитаре, а насколько мне известно голос записывается так как звучит. То есть если вы дёргаете первую струну на гитаре, то это и есть ми первой октавы.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте. У меня следующая ситуация - голос мой на уроках эстрадного вокала определяют как баритональный бас, и я беру довольно комфортно ноты от ля-си большой октавы вплоть до фа - фа диеза первой октавы. Но с академическим вокалом ситуация иная - исполнение идет в другй манере, и преподаватель определяет меня уже ближе к басу-профундо, и в первой октаве мне петь сложновато - срываюсь, хотя внизу чувствую себя нормально.
В целом ощущения каждый раз новые, и я не могу найти именно свою манеру пения - каждая из них кажется естественной - и академическое исполнение, и более свободное эстрадное.
Подозреваю что это от непоставленности голоса в целом, но может ли так быть по другим причинам и вообще нормально ли это?

Анонимный комментирует...

у меня тенр, но я хочу поставить голос выше, возможно ли это? и если возможно то какими методами?

Анонимный комментирует...

и ещё, меня года 2,5 назад определили как альт(вроде так называется), но сейчас мне нормально петь и в тенере и в "альте", но я не тяну слишком высокие ноты, помогите, очень хочу поставить высокий голос

Unknown комментирует...

Здравствуйте!
Только что наткнулась на вашу статью и очень заинтересовалась. Дело в том, что я пишу песни и одержима навязчивой идеей исполнять их самостоятельно. При этом одну и ту же песню могу исполнить совершенно по-разному, так как понятия не имею, какой у меня тип голоса. Закончила музыкальную школу по классу фортепиано, однако учительница по сольфеджио чуть не довела до обета молчания, обещая поставить любую оценку, лишь бы я заткнулась. А петь хочется.
Сейчас бренчу на гитаре и для нее же пишу песенки. Можно ли будет отправить вам одну запись, чтобы получить хотя бы начальную консультацию?

С уважением
Вика.

katya комментирует...

Здравствуйте!
меня зовут Катя. у меня такая проблема. я не могу определить, какой у меня голос.. мне все преподаватели говорят разное, кто-то говорит ,что у меня меццо-сопрано, кто-то лирическое. я пою в хоре и в рок-группе сейчас начала петь. занималась месяц с вокалистом. но могу петь только "ми" 2ой октавы,и то с трудом, для меня это предел=(( уже теряла голос. можно вам тоже запись отправить, пожалуйста, может вы скажете,какой у меня голос?

Анонимный комментирует...

скажите пожалуйста, насколько реально без супер препода, а самому по возможности реально расширить диапазон голоса... хотя бы из личного опыта

Станислав комментирует...

Павел не буду задавать вопросов.Статья просто супер,очень доходчиво и разжованно как следует.Еще раз огромная благодарность)

Unknown комментирует...

А к какому же типу относится голос Стивена Тайлера?

Анонимный комментирует...

последний анонимный комментарий-
для тогою.чтобы расширить диапазон,нужно сначала раскрыть себя внутренне и не бояться себя.Ну работать с упражнениями для расширения диапазона.Петь глиссандо..от любой удобной ноты вверх,и вниз тоже до любой удобной ноты.А там уже по мере внутреннего раскрытия голос откроет весь свой природный диапазон.А без раскрытия себя изнутри связки можно только перенапрячь и потуги расширить диапазон будут бесполезны,а голос будет искусственным.

DarKo комментирует...

Очень познавательно, спасибо. Хотя я и не вокалистка, а диктор, все же Ваша информация пригодилась)
Удачи!
Только ма-а-а-аленькое такое замечание - честно, очень тяжело читать так много интересного текста белым по-черному, глаза устают. Спасибо еще раз!

Анонимный комментирует...

Ага, вот оно как. А я то думаю, с чего это, когда я пою, все воробьи в округе разлетаются :-)

Спасибо !

BoB

Анонимный комментирует...

здравствуйте у меня прослушивание к учителю по вакалу , мног желающих , но учитель один вот и проходит отбор нужно спеть песню а я подобрать не могу что посоветуете?

Анонимный комментирует...

я могу брать ми басовой октавы и ми 3 октавы, это часто встречается(мне кажется и и ниже могу брать)? занимаюсь вокалом 5 м

Анонимный комментирует...

извините,тут написано сопрано - До первой, До 3й октавы...это не ошибка? У меня например диапазон до Рэ 4й.

bladecat комментирует...

Добрый день, у меня есть проблема, не могу понять свой диапозон. Был у преподавателя по вокалу и даже не у одного. Каждый говорит по разному. Соответственно не могу понять свою тональность. Куда лезть, а куда не надо. Вы написали что можно отправить вам запись. Куда отправлять?

Анонимный комментирует...

А вот как определить детский голос?

Дмитрий комментирует...

Статья понравилась! Хоть я и знаю, какой у меня тип голоса (высокий баритон: ми большой - ля-бемоль первой, переходная - соль первой), но все-же интересно было читать!

Анонимный комментирует...

у меня проблема. Вокалом занимаюсь уже 9 лет., но 5 из них народным. Как-то поднадоело быть народницей. Я еле избывилась от народных особенностей голоса: слишком открытый звук и т.д. Но в последнее время срывается голос на переходных нотах. Пою на опоре и не понимаю от куда берется этот отвратительный звук. а так как диапозон наверху достаточно скуден, а фальцет убогий вдвойне обидно. Да еще и голос на верхних нотах звучит с натяжкой и как-будто там что-то мешается. И еще одна маленькая проблема. Я достаю очень низко когда распеваюсь с фано, а в песнях не достаю низ. Это как-то странновато. Не подскажите как укрепить фальцет? Раскачать связки, что доставать верха без напряга? Избавится от срыва в голосе?

Айгерим комментирует...

Здравствуйте! последние дни у меня появились интерес к пению. можно ли учиться вокалу в домашних условиях? и что если нету никакого музыкального образования? нужно ли пойти к преподавателю?

Мария комментирует...

На какой адрес можно выслать записи для определения типа голоса?

Unknown комментирует...

Огромное спасибо за статью!) очень помогла!

Анонимный комментирует...

Я что-то не поняла. Если у сопрано ми - уже "переходная", а "до" - начальная (и все это первая октава), то что - сопрано только две ноты может пропеть в грудном диапазоне?

Unknown комментирует...

спасибо за труд) Очень полезные статьи. Скажите, а не поздно ли в 29 лет учиться петь? Я понимаю, мне не петь, как Честер Беннингтон - могла бы - уже бы запела) - но научиться на уровне, чтоб не пугать людей, возможно ли в таком возрасте? 510

Unknown комментирует...

Скажите пожалуйста. Какой из самых легких способов расширения диапазона вы знаете? Допустим до Си 3 октавы. Пою с Ми большой октавы до До 1 октавы, и срываюсь. Хотелось бы без срывов. Заранее Спасибо!

Анонимный комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.
Анонимный комментирует...

Здравствуйте, а Вы можете точно помочь определить какой тип голоса у меня? Мой педагог сначала говорила, что меццо, но сейчас говорит, что голос высокий, но она точно не уверена. ЗАранее спасибо

Анонимный комментирует...

Можете подсказать упражнения для того чтобы развить, натренировать голос и дыхание?

Анонимный комментирует...

У меня баритон. Нормально ли то что самая высокая нота - ля малой октавы? С ноты ре первой октавы уже начинается фальцет. Возможно ли как-то развить голос выше или как можно исправить эту проблему?

Анонимный комментирует...

Здравствуйте , я сопрано. Но самое интересно что до# третий октавы я могу форсировать.. при этом с дыханием как положено.. и в головном регистре . Но в ре у меня просто идет звук прямо не форсируется... в стаккато я достаю до фа третий октавы . Вопрос так природа распределилась что только до # или можно развить дальше с форсированием (ре ми ? ) Спасибо .

Анонимный комментирует...

Здравствуйте, спасибо за статью.
В 55 лет утром проснулась у меня певческий голос появился. А до этого всю жизнь работала конструктором по металлу. А тут вдруг запела, да ещё как запела,и как Эдит Пиаф могу и как Клара Румянова. Каким лучше петь чтоб не испортить голос?
С уваженинем Галина Дувидzон. 13.01.2016год 60лет.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте спасибо за статью. Хотелось бы узнать по поводу переходных нот. У меня выходят переходными, ми-фа малой октавы(сложно после ми взять фа и перехожу в головной резонатор(так ли называется, может путаю, не профи:))) максимально достаю до ре 1й аж голос дрожит. Вниз до ре большой. Ниже зажиматься начинаю! Так вот к какому типу голосу данное "чудо" можно отнести:) спасибо за ответ.

Superstaryay комментирует...

Как вам можно отправить запись? А еще у меня вопрос о тональности, помогите пожалуйста, все говорят, что у меня проблемы с тональностью, у меня нет восможности ходить к преподавателю, что можно сделать самой, чтобы хоть немного очистить голос?
Очень интересная статья, спасибо)

Георг комментирует...

Cпасибо за статью

Unknown комментирует...

У меня вопрос. Мне 17, но голос у меня еще не сформенровался. Как узать, какой у меня голос?

Unknown комментирует...

Здравствуйте! Статья хорошая, только не осветили такой прекрасный голос - контральто. То, что знаю о нём, попробую кратко описать: голос женский типично от ФА малой октавы до ФА/СОЛЬ второй октавы. Богат красками и густотой в нижнем и среднем грудных регистрах. Верхний регистр малоинтересен, поскольку короток и невыразителен. Всё же бывают и исключения с "полновесным" верхним регистром, например Кэтлин Ферриер. Многие отзываются о контральто, как о голосе, звучание которого приближено к мужскому (диапазонально тождественнен тенору-альтино).

Unknown комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Анонимный комментирует...

Брала низкие ноты, даже пела мужские партии, когда была безысходность, но тут мне на вокале сказали, что я сопрано. Жизнь больше никогда не будет прежней, эххх... Но я к тому, что, да, таки тип вокала не по диапазону определяется. Вот у меня диапазон D3-E6. И не определишь! Но, учитывая легкость, с которой я беру ноты малой октавы, и сильное звучание низов, я, наверное, драм сопрано, но все таки, кто знает, как отличить драматическое, лирическое и колоратурное сопрано? Помимо характера звучания (это вне моего понимания)

Анонимный комментирует...

Лирическое меццо сопрано может? Вот если бы кто то говорил, что меццо, а другой, что сопрано, тогда да, дилемка. А так все понятненько. Но меццо берет до ля второй, диапазон узенький что ли? Чтобы не терять голос, распевки, плюс диафрагмой петь нужно. Хотя я по три часа на связках без распевки орала, и ничегошеньки им не было. Все мои вокалисты обалдевали с этого, мол связки стальные

Баян Айдархан комментирует...

Что ребенку 13 лет говорит что не может брать высокие ноты

Natali комментирует...

Спасибо вам за статью!!!
Можно с вами связаться по телеграмм?

Natali комментирует...

Возможно ли с Вами связаться по телеграмму?

Natali комментирует...

https://t.me/BodNatDm

Unknown комментирует...

Здравствуйте , помогите плиз определить тип моего голоса . Куда можно выслать запись ? Спасибо

Unknown комментирует...

Здравствуйте помогите определить тип голоса я уже вам отправил запись спасибо.

Unknown комментирует...

Здравствуйте помогите определить тип голоса я уже вам отправил запись спасибо.

vocal coach комментирует...

У неё переходный период! Самый опасный для девочек! Не надорвите голос!!!

Анонимный комментирует...

А что если у меня нет постоянного голоса, так сказать настоящего, он почти всегда разный с преобладанием баса , но прижелании бас могу убрать , в определенном возрасте у меня , у брата и у отца были идентичные голоса , сейчас уже только у меня и брата они остаются почти идентичные , в моем все таки баса побольше , могу иметировать почти любой голос , что мне с этим всем делать , как развивать такой голос?

АРТУР БУЛАТОВ комментирует...

На какую почту прислать запись?